[Jungshin] I am going to carry Nuna to Andromeda so you can't run away. Never!
22.10.2011 в 10:48
Пишет Janosh Falk:Как я "снимаю свое кино"
Для начала, я расскажу вам про формулу, которая является для меня ключевой как в создании любого произведения искусства (это касается и картин тоже, где есть какие-то персонажи) так и в оценке оного (ну лично для меня).
Эмоция - Действие-Смысл.
Это не просто слова, а своего рода алгоритм.
читать дальше
Эмоция должна побуждать действие и выражаться в действии. Действие должно быть осмысленно (не значит обязательно рационально или разумно, персонажи совершают ошибки и поступают спонтанно или глупо, но внутренний смысл у любого действия в рамках сюжета быть обязан) и работать на сюжет. Смысл должен пробуждать эмоции, и обращаться к эмоциям читателя, не только к его интеллекту. Я вообще очень люблю интеллектауальные игры, диалог автора и читателя, но это приятный аксессуар, который отлично смотрится на конструкции соответствующей вышеназванной формуле. Если формула не соблюдена, интеллектуальные игры превращаются в безжизненную заумь.
Еще, действие может соответствовать эмоциям героя, может быть им противоположно (контрапункт внутренней эмоции и внешнего действия - прекрасный изобразительный прием, но тут надо не забыть про детали которые оттенят это расхождение) но никогда не должно существовать отдельно от эмоций. Кроме того очень важно соблюдать соразмерность силы эмоции и силы действия.Иногда основой для действия становится противодействие эмоции. Т.е. персонаж действует потому что хочет удержать эмоцию, скрыть ее от себя или других, или перестать ее чувствовать.Но не может такого быть, чтоб герой действовал "просто так", или чувствовал не действуя.
В жизни такое конечно бывает, когда человек просто эмоционирует без конца и не действует. Но про таких людей не пишут истории. По крайней мере осмысленные истории. (Это ИМХО, спорить об этом не хочу, хоть и допускаю что кто-то имеет совсем другие взгляды на этот счет).
Действие всегда нацелено на изменение ситуации туда, где происходит эмоциональная разрядка.
Чем сильнее конфликт, тем сильнее катарсис. Неважно будет эта разрядка позитивная или негативная. Сюжет качается на волне напряжение - расслабление, взбуждение - разрядка. И отсюда никуда не деться. Если этот цикл сбивается - динамика умирает.
Становится скучно.
Эмоциональное действие - лучший изобразительный прием для движения сюжета. Т.е. это когда эмоция выражается через деятельность персонажа в большей степени, чем через прямые описания того что он чувствует.
Описания чувств чаще всего получаются штампованными,а вот описания действия эти чувства выражающие как ни странно нет. Не смотря на то, что из набор тоже не бесконечен. Думаю секрет тут в том, что читая про чувства человек видит слова, которые для него скорее общее место. Читая про эмоциональные действия, он подключается к собственным ЧУВСТВАМ связанным с этими действиями, и его восприятия куда более яркое, живое и настоящее.
Важно не рассказать читателю о том, что чувствует герой, а сделать так, чтоб он сам встретился с воспоминаниями о похожих чувствах, и снова прожил это вместе с героем. И здесь в ход идут как действия (в первую очередь) так и ассоциативные цепочки, ощущения в теле, цвета, звуки, ритм действия.
Очень хорошее упражнение, которео я вынес из своего актерского прошлого, здорово помогает писать.
Пишем любые эмоции в столбик, и на каждую их них пишем свои ассоциации:
Какого цвета эмоция. Где живет в теле. Чего она хочет (не вы от этой эмоции, а она, как если бы была персонажем). Как выглядит.
А дальше поток сознания, глаголы, прилагательные, цвета, предметы, время суток, города,явления природы, все что угодно что ассоциируется с этой эмоцией. Так вы тренируете свой инструментарий. И учитесь работать с декорациями которые вместо вас задают тон, и читателя не придется грузить подробными описаниями чувств.
Вообще, в отличие от театра, где изобразительные средства всегда широкоформатны, в силу того, что динамика должна работать даже на галерку, в кино как и к текстах есть огромная палитра возможностей. Потому что мы можем пользоваться другим любимым мною правилом "Gоd is in the details" - Бог в деталях.Когда я пишу, я представляю себе что у меня есть возможность работать не только с общими планами, но и с крупными. я могу показывать блики света в глазах, подрагивание ресниц, капельку пота на виске, биение пульса на шее, движение мускулов под кожей, внезапно сузившиеся зрачки, пар изо рта, или шум дыхания, царапины на руках...и многое, многое другое.
Так же можно показывать такую говорящую "мелочь" как небольшие, неосознанные движения. Простые, обыденные, но говорящие. Язык тела - наше все. Чем мельче, и казалось бы проще, неприхотливее жест, тем больше он сообщает подсознанию читателя. Ракурсы, не забывайте про них. Ракурсы говорят. порой больше слов.
Взгляд через плечо или исподлобья, открытое лицо, или просто силуэт на фоне окна, опущенная голова, медленные поворот, или резкий пронзительный выпад, развороты, линии..Ракурс говорит и о том на кого смотрят, и о том кто смотрит. Больше описаний.
Кроме того я неограничен в световых, шумовых и прочих эффектах. Человеческое восприятие удивительно, и частенько в жизни время замедляется и ускоряется, сужается поле зрения если болит голова, или наоборот, мир кажется слишком ярким...или полумрак изменяет ощущение расстояния, создает обволакивающее чувство близости, даже если не прикасаешься к человеку, скрывает черты, создает ощущение безвременья.
Свет, время суток тоже могут действовать, вызывать эмоции и впелаться в смысл.
Цветовая гамма тоже может и должна работать. Цвет - отличный способ ненавязчиво доносить до читателя информацию. Недаром у каждого хорошего фильма с думающим режиссером есть своя цветовая гамма, которая сама по себе сеттинг. То же самое с текстами. Не обязательно для этого подробно описывать цвета окружающей обстановки, одежды или волос и глаз героев. Достаточно парочки упоминаний, иногда хватает и просто упоминания материалов которые присутствуют они автоматически зададут и цветовую гамму.
Конечно тут важно понимать на что работает каждый из цветов. Можно почитать псизологические труды про символику цвета, но еще лучше, поработать с собственными ассоциациями. Тогда все вместе будет органичнее.
Тоже касается фактур и материалов.
Стекло, камень, металл, вода, ржавчина, дерево, кожа,шелк, шерсть, бумага, масло...с чем они у вас ассоциируются? С какими действиями, эмоциями, ощущениями, образами?
Все это тоже в палитру.
Теперь что касается смысла. Я считаю, что Смысл это основа любого сюжета.Смысл, которые лежит глубже внешних деталей, слов, юмора, секса всего. И главное в этом Смысле - метаформоза. Изменение. Герой и сюжет должен прийти из точки А в точку Б и этот путь должен изменить его и мир в котором он существует. Это может быть крошечное изменение, а может быть глобальное. Но оно должно быть. Как мне кажется. И СМЫСЛ это то, что собирается все детальки истории в один сплошной поток, который подхватывает читателя и несет по своим волнам к финалу, где происходит кульминация. Где, в идеале, должны сойтись все даже самые крошечные точки действия.
Я очень советую почитать Джозефа Кэмпбелла "Путь Героя". С моей точки зрения, очень полезная книга для любого автора.
Вот пока то, что я имею сказать. Если есть вопросы - задавайте.
URL записиДля начала, я расскажу вам про формулу, которая является для меня ключевой как в создании любого произведения искусства (это касается и картин тоже, где есть какие-то персонажи) так и в оценке оного (ну лично для меня).
Эмоция - Действие-Смысл.
Это не просто слова, а своего рода алгоритм.
читать дальше
Эмоция должна побуждать действие и выражаться в действии. Действие должно быть осмысленно (не значит обязательно рационально или разумно, персонажи совершают ошибки и поступают спонтанно или глупо, но внутренний смысл у любого действия в рамках сюжета быть обязан) и работать на сюжет. Смысл должен пробуждать эмоции, и обращаться к эмоциям читателя, не только к его интеллекту. Я вообще очень люблю интеллектауальные игры, диалог автора и читателя, но это приятный аксессуар, который отлично смотрится на конструкции соответствующей вышеназванной формуле. Если формула не соблюдена, интеллектуальные игры превращаются в безжизненную заумь.
Еще, действие может соответствовать эмоциям героя, может быть им противоположно (контрапункт внутренней эмоции и внешнего действия - прекрасный изобразительный прием, но тут надо не забыть про детали которые оттенят это расхождение) но никогда не должно существовать отдельно от эмоций. Кроме того очень важно соблюдать соразмерность силы эмоции и силы действия.Иногда основой для действия становится противодействие эмоции. Т.е. персонаж действует потому что хочет удержать эмоцию, скрыть ее от себя или других, или перестать ее чувствовать.Но не может такого быть, чтоб герой действовал "просто так", или чувствовал не действуя.
В жизни такое конечно бывает, когда человек просто эмоционирует без конца и не действует. Но про таких людей не пишут истории. По крайней мере осмысленные истории. (Это ИМХО, спорить об этом не хочу, хоть и допускаю что кто-то имеет совсем другие взгляды на этот счет).
Действие всегда нацелено на изменение ситуации туда, где происходит эмоциональная разрядка.
Чем сильнее конфликт, тем сильнее катарсис. Неважно будет эта разрядка позитивная или негативная. Сюжет качается на волне напряжение - расслабление, взбуждение - разрядка. И отсюда никуда не деться. Если этот цикл сбивается - динамика умирает.
Становится скучно.
Эмоциональное действие - лучший изобразительный прием для движения сюжета. Т.е. это когда эмоция выражается через деятельность персонажа в большей степени, чем через прямые описания того что он чувствует.
Описания чувств чаще всего получаются штампованными,а вот описания действия эти чувства выражающие как ни странно нет. Не смотря на то, что из набор тоже не бесконечен. Думаю секрет тут в том, что читая про чувства человек видит слова, которые для него скорее общее место. Читая про эмоциональные действия, он подключается к собственным ЧУВСТВАМ связанным с этими действиями, и его восприятия куда более яркое, живое и настоящее.
Важно не рассказать читателю о том, что чувствует герой, а сделать так, чтоб он сам встретился с воспоминаниями о похожих чувствах, и снова прожил это вместе с героем. И здесь в ход идут как действия (в первую очередь) так и ассоциативные цепочки, ощущения в теле, цвета, звуки, ритм действия.
Очень хорошее упражнение, которео я вынес из своего актерского прошлого, здорово помогает писать.
Пишем любые эмоции в столбик, и на каждую их них пишем свои ассоциации:
Какого цвета эмоция. Где живет в теле. Чего она хочет (не вы от этой эмоции, а она, как если бы была персонажем). Как выглядит.
А дальше поток сознания, глаголы, прилагательные, цвета, предметы, время суток, города,явления природы, все что угодно что ассоциируется с этой эмоцией. Так вы тренируете свой инструментарий. И учитесь работать с декорациями которые вместо вас задают тон, и читателя не придется грузить подробными описаниями чувств.
Вообще, в отличие от театра, где изобразительные средства всегда широкоформатны, в силу того, что динамика должна работать даже на галерку, в кино как и к текстах есть огромная палитра возможностей. Потому что мы можем пользоваться другим любимым мною правилом "Gоd is in the details" - Бог в деталях.Когда я пишу, я представляю себе что у меня есть возможность работать не только с общими планами, но и с крупными. я могу показывать блики света в глазах, подрагивание ресниц, капельку пота на виске, биение пульса на шее, движение мускулов под кожей, внезапно сузившиеся зрачки, пар изо рта, или шум дыхания, царапины на руках...и многое, многое другое.
Так же можно показывать такую говорящую "мелочь" как небольшие, неосознанные движения. Простые, обыденные, но говорящие. Язык тела - наше все. Чем мельче, и казалось бы проще, неприхотливее жест, тем больше он сообщает подсознанию читателя. Ракурсы, не забывайте про них. Ракурсы говорят. порой больше слов.
Взгляд через плечо или исподлобья, открытое лицо, или просто силуэт на фоне окна, опущенная голова, медленные поворот, или резкий пронзительный выпад, развороты, линии..Ракурс говорит и о том на кого смотрят, и о том кто смотрит. Больше описаний.
Кроме того я неограничен в световых, шумовых и прочих эффектах. Человеческое восприятие удивительно, и частенько в жизни время замедляется и ускоряется, сужается поле зрения если болит голова, или наоборот, мир кажется слишком ярким...или полумрак изменяет ощущение расстояния, создает обволакивающее чувство близости, даже если не прикасаешься к человеку, скрывает черты, создает ощущение безвременья.
Свет, время суток тоже могут действовать, вызывать эмоции и впелаться в смысл.
Цветовая гамма тоже может и должна работать. Цвет - отличный способ ненавязчиво доносить до читателя информацию. Недаром у каждого хорошего фильма с думающим режиссером есть своя цветовая гамма, которая сама по себе сеттинг. То же самое с текстами. Не обязательно для этого подробно описывать цвета окружающей обстановки, одежды или волос и глаз героев. Достаточно парочки упоминаний, иногда хватает и просто упоминания материалов которые присутствуют они автоматически зададут и цветовую гамму.
Конечно тут важно понимать на что работает каждый из цветов. Можно почитать псизологические труды про символику цвета, но еще лучше, поработать с собственными ассоциациями. Тогда все вместе будет органичнее.
Тоже касается фактур и материалов.
Стекло, камень, металл, вода, ржавчина, дерево, кожа,шелк, шерсть, бумага, масло...с чем они у вас ассоциируются? С какими действиями, эмоциями, ощущениями, образами?
Все это тоже в палитру.
Теперь что касается смысла. Я считаю, что Смысл это основа любого сюжета.Смысл, которые лежит глубже внешних деталей, слов, юмора, секса всего. И главное в этом Смысле - метаформоза. Изменение. Герой и сюжет должен прийти из точки А в точку Б и этот путь должен изменить его и мир в котором он существует. Это может быть крошечное изменение, а может быть глобальное. Но оно должно быть. Как мне кажется. И СМЫСЛ это то, что собирается все детальки истории в один сплошной поток, который подхватывает читателя и несет по своим волнам к финалу, где происходит кульминация. Где, в идеале, должны сойтись все даже самые крошечные точки действия.
Я очень советую почитать Джозефа Кэмпбелла "Путь Героя". С моей точки зрения, очень полезная книга для любого автора.
Вот пока то, что я имею сказать. Если есть вопросы - задавайте.